Синусит – опасное воспаление

Синусит – это инфекционно-воспалительный процесс в воздухоносных пазухах верхних дыхательных путей, при этом очень воспаляется слизистая оболочка воздухоносных путей. Синуситы вызываются вирусно-бактериальными инфекциями и характеризуются различными неприятными симптомами. Один из основных неприятных моментов, связанных с этим недугом, - это то, что он довольно быстро перетекает из острого состояния в хроническую форму, которая впоследствии довольно долго и тяжело поддается лечению. К наиболее тяжелым формам, к которым может привести запущенный случай синусит, можно отнести сепсис и менингит.

Симптомы болезни

Процедуры при синуситах

К симптомам данной болезни относятся такие состояния:

• заложенность носа
  • изменение голоса из-за заложенности носа
  • слизистые или гнойно-слизистые выделения из носа
  • боль в лобной части головы
  • высокая температура

Физиология и причины синусита

В черепе есть полости небольшого размера, которые содержат воздух, их обычно называют придаточными пазухами носа или «синусами». Синусы покрыты не очень толстым слоем слизистой оболочки, которая защищает организм от вредоносных бактерий и вирусов. Кроме того, синусы принимают участие в воздухообменных процессах, согревая воздух перед тем, как он попадет в нос; и участвуют в голосообразовании. Самые крупные синусы – околоносовые и лобные, которые также называются гайморовыми и фронтальными соответственно. Кстати, воспаление слизистой оболочки гайморовых пазух - это гайморит, а лобной пазухи – фронтит.

К наиболее распространенным причинам микробного поражения слизистой синусов относится инфекционный процесс, развивающийся во время простудных заболеваний, причиной также может стать банальная аллергическая реакция. Однако все чаще причиной данного недуга становятся патологические грибки и простейшие.

Как же физиологически возникает и протекает этот воспалительный процесс?  Проблема возникает вследствие закрытия просвета между синусом и носовыми ходами, что может произойти по причине отека или утолщения слизистой оболочки носа. А когда закрывается сообщение между этими двумя частями, то прекращается дренаж слизи из пазухи, и, накапливаясь в просвете синуса, развивается очень благоприятная среда для появления и роста бактерий.  Вполне логично, что в данном случае может помочь только восстановление нормального дренажа слизистых выделений.

Виды синуситов

В основном, инфекция поражает какой-либо один вид воздухоносных пазух.

В зависимости от того, какая именно пазуха поражена, выделяются следующие виды синуситов:

1. Гайморит – воспаление в верхнечелюстных пазухах
  2. Фронтит – поражение лобных пазух (парное или непарное)
  3. Этмоидит – воспалительные изменения в ячейках решетчатой кости
  4. Сфеноидит – поражение основного или клиновидного синуса

Лечение

В результате лечебных мероприятий улучшается вентиляция в пазухах, выводятся выделения, уничтожаются все патогенные бактерии.

Сосудосужающие препараты

Широкое распространение получило использование препаратов, которые вызывают спазм капилляров слизистой оболочки. Это помогает убрать отек, освободить просвет между синусом и носовыми путями, в результате чего происходит восстановление процесса дренажа жидкости. Однако прием таких препаратов не должен длиться более 5-7 дней.

Антибактериальные средства

Синусит также лечат антибактериальными препаратами, но не более 14 дней. К наиболее эффективным средствам относят амоксициллин (антибиотик пенициллиновой группы), цефуроксим (относится к цефалоспоринам), котримоксазол (сульфометоксазол + триметоприм), эритромицин. Такой препарат, как аугментин, используется в лечении хронического состояния.

Растительные препараты

В процессе лечения антибактериальные средства часто комбинируются, а в отдельных случаях и полностью могут заменяться натуральными фитопрепаратами, которые оказывают благотворное влияние на местном и на общем уровне.

Промывание

Существует также безотказный метод лечения при синуситах, который носит название «синус-эвакуация» или «кукушка». Процедура осуществляется таким образом: в носовые ходы вводят по одному катетеру. В один катетер подают антисептик, а через другой его отсасывают. Гной и слизь при этом удаляются из носовой полости и из пазух вместе с антисептиком.

Процедуры при синуситах

Для лечения острых состояний также применяют антигистаминные средства и рассасывающие препараты. Больным с синуситами вследствие аллергии показана противоаллергическая терапия.

Хирургическое вмешательство

В тех случаях, когда консервативное лечение синусита не дало должного результата, применяется хирургическое вмешательство, которое, в основном, направлено на освобождение от препятствий на пути дренажа слизи в параназальных пазухах. Такие операции могут проводиться по традиционной методике, либо с использованием эндоскопического оборудования.

УЗИ  для своевременной диагностики

В процессе диагностики и дифференциальной диагностики синуситов целесообразным считается проведение УЗИ околоносовых пазух носа в качестве скрининг-теста. Это позволит узнать, имеются ли патологические изменения в пазухах. Если патологии не обнаружено, рекомендуется продолжить поиск в таких направлениях, как ОРВИ, аденоидит, ринофарингит. А в случае же обнаружения патологии во время УЗИ следующим этапом желательно провести рентгенографию синусов.

Нетрадиционные методы

Существуют такие нетрадиционные методы решения проблемы хронического синусита как лечебный массаж и дыхательные упражнения. Массаж представляет собой легкие постукивающие движения фалангой большого пальца на область переносицы, но не более 2-3 минут. Вначале  такую процедуру проделывают с частотой примерно один раз в полчаса. Затем массируйте плавными движениями по часовой стрелке эти точки: угол внутри и вверх от брови, точка между бровями, нижняя внутренняя область орбиты, середина носогубной складки. Длительность  массажа каждой вышеупомянутой точки - от 20 до 30 минут.

Самомассаж при синусите

Для проведения лечебного комплекса дыхательных упражнений необходимо дышать попеременно правой и левой ноздрями по десять раз в течение 4-6 секунд. Ноздри при этом закрываются попеременно указательным и большим пальцами. Как результат таких дыхательных упражнений улучшается микроциркуляция крови в поврежденных пазухах.

Не рискуйте своим бесценным здоровьем! Обратитесь к отоларингологам клиники «Лучший доктор». Запишитесь на прием по номерам:

Отоларингология - узнать про услуги, цены.