Медцентр / ЛОР - Отоларингология / Аденоиды

Аденоиды

Согласно медицинскому словарю, аденоиды – лимфоидная ткань, которая выстилает носоглоточные миндалины. Когда эта ткань разрастается и воспаляется, возникают проблемы с носоглоткой. Дыхание носом затрудняется из-за постоянного образования слизисто-гнойных масс. Организм переключается на борьбу с воспалением, в результате чего его защитные силы падают. Ребенок начинает чаще болеть. Поскольку аденоиды – еще и перманентный распространитель инфекции по организму, может начаться аллергия.

Почему аденоиды увеличиваются

Почему аденоиды увеличиваютсяЕсли ткань миндалин подвергается постоянным бактериальным атакам, а иммунитета ребенка не хватает на то, чтобы с ними справиться, аденоидная ткань гипертрофируется. Это своеобразный способ организма компенсировать нагрузку на его защитные силы путем произведения большего количества новых клеток. В идеале клеткам положено образовывать антитела для поддержания защитных ресурсов, но этого не происходит. Иммунитет бессилен, а патологические процессы могут перейти с миндалин на лимфоузлы. Их ткани также заполняются бактериями, препятствуют свободному дренажу лимфы. В результате застоя лимфы защита носовой полости, глотки, носоглотки и носовых пазух снижается до минимума. Начинаются патологические процессы, переходящие на другие органы, расположенные как в носоглотке, так и на более отдаленные.

Чем опасны аденоиды

Когда ребенок страдает этим заболеванием, параллельно возникает гайморит, ринит, отит и астма. У детей до 3-х лет возможны проблемы с нервной системой, возникают неврологические патологии. Это могут быть как легкие головные боли, так и более серьезные разлады сна, эпилептические припадки, патологии желудочно-кишечного тракта.

Почему так происходит?

Дело в том, что носоглотка выполняет дезинфицирующую и очищающую функцию. Проходя через нее, воздух очищается выделяемым секретом от веществ химического происхождения и патогенных бактерий. Когда выделение секрета нарушается, воздух попадает в организм вместе с микробами. Пищеварительная система наиболее восприимчива к ним. В свою очередь, от качества ее работы зависит работа всех систем органов.
Аденоиды могут спровоцировать задержку физического развития, а также замедлить психоэмоциональные реакции, интеллектуальное развитие.

Стадии заболевания

На первом этапе протекания болезни ребенок начинает жаловаться на то, что ему тяжело дышать.
Для второй степени аденоидов характерен постоянный ночной храп ребенка. А также тяжелое дыхание во время физических нагрузок.
Третья стадия – блокирование носового дыхания. Как следствие – гнусавый голос и переход на ротовое дыхание.
Осложнение распространяется на среднее ухо и евстахиеву трубу. Которая корректирует перепады внешнего атмосферного давления и давления в организме. Когда ткани на миндалинах разрастаются, происходит перекрытие входа в слуховую трубу. И нарушаются вентиляционные процессы среднего уха. Что влечет за собой частичную атрофию барабанной перепонки.

Постоянные воспалительные процессы

Из-за недостаточной очистки воздуха, организм получает в разы больше болезнетворных микробов. Они оседают на поверхности носоглоточной ткани, создавая благоприятную среду для прогрессирования аллергии и инфекций.
Подверженность простудным заболеваниям
Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, должна постоянно функционировать. Это возможно только при условии поступления воздуха через носовой проход. Когда воздух проникает через ротовую полость, в носу начинаются застойные процессы. Отток слизи останавливается, в застоявшейся слизистой массе развиваются инфекции.

Пассивность и апатия

Если не происходит полноценного дыхания носом, в детский организм поступает меньше воздуха, а значит и кислорода. Его дефицит влияет на работу отделов головного мозга. Из-за чего снижается способность воспринимать и усваивать информацию. Дети с аденоидами подвержены депрессиям, большую часть времени пребывают в плохом настроении.
Воспаления дыхательных путей и органов дыхания
Разросшаяся ткань аденоидов постоянно воспалена. Слизистая оболочка работает в аварийном режиме, вырабатывая большие объемы слизи и гнойных масс. Поскольку через носовой проход они выйти не могут, то выбирают второй путь – в дыхательную систему. Так зарождаются воспалительные процессы на слизистой оболочке дыхательных путей, которые постепенно достигают внутренних дыхательных органов.

Как лечить аденоиды

Несмотря на прогрессивность медицины, метод их лечения всего один – хирургическое удаление. Получается, что физическое здоровье было спасено, но стресс и послеоперационный период имеют свои последствия.
В качестве побочных явлений после операции вероятны атрофия мягкого неба, травмы шейного отдела позвоночника, сращение задней стенки глотки и мягкого неба.
Обратитесь в нашу медицинскую клинику, чтобы получить полную консультацию и подобрать метод лечения аденоидов.

Записаться на прием к ведущему отоларингологу можете по номеру