Суркичин
Сергей Иванович

дерматовенеролог, трихолог, миколог, аллерголог, иммунолог, кандидат медицинских наук

Аллергология-иммунология

Работа иммунной системы, которая описана выше в упрощенном виде, характерна для нормально функционирующего организма. В том случае, когда в работе иммунной системы возникают сбои, говорят о возникновении заболеваний.

5.3Прием врача аллерголога-иммунолога в рамках диспансерного осмотра700.00

Иммунодефицитные, аутоиммунные, аллергические заболевания иммунной системы

Заболевания иммунной системы человекаВ зависимости от причин сбоев заболевания бывают:

• иммунодефицитные;
  • аутоиммунные;
  • аллергические.

В том случае, когда иммунная система работает медленно и неэффективно, говорят о возникновении иммунодефицита. Иммунодефицитные заболевания — это болезни, связанные с полным отсутствием или нарушением иммунитета или отдельных его звеньев, вследствие ослабления принципов работы иммунной системы. Данные заболевания могут быть приобретенными (возникают в результате воздействия на организм радиации, химиотерапии, инфекций и прочих факторов окружающей среды) или врожденными (развиваются из-за наследственно обусловленных дефектов в работе отдельных генов). К врожденным иммунодефицитам относят: синдром Вискотта-Олдрича, врождённую аплазию тимуса и паращитовидных желёз, хронический гранулематоз. Приобретенные иммунодефициты не являются следствием генетических отклонений. Проявляются они в виде часто повторяющихся вирусных, бактериальных, грибковых инфекций, которые трудно поддаются традиционному лечению. К приобретенным иммунодефицитным заболеваниям относят: СПИД, заболевания почек, печени, диабет и т.д.

Если иммунная система ошибочно определяет собственные ткани и органы в качестве чужеродных, говорят о возникновении аутоиммунных заболеваний, то есть, болезней, в процессе которых собственная иммунная система организма разрушает его же ткани и органы. Хорошо известны следующие аутоиммунные заболевания: системная красная волчанка, диффузный токсический зоб, аутоиммунный тиреодит Хасимото.

Третьим вариантом сбоя в работе иммунной системы является чрезвычайно мощная реакция иммунной системы на проникновение в организм чужеродных веществ (аллергенов), которые вызывают аллергические заболевания.

Аллергия: причины возникновения и симптомы

В настоящее время среди патологических состояний человеческого организма аллергические заболевания находятся на 3-4 месте в мире. Наиболее часто аллергические заболевания встречаются у детей, так как их иммунная система пока еще недостаточно развита.;

Многолетние исследования позволили врачам выделить основные группы аллергенов, которые встречаются у большинства людей, страдающих недугами аллергического характера:

• реагенты медикаментозной группы: новокаин и некоторые другие местные анестетики, пенициллин;
  • пыльца цветущих деревьев и прочих растений (не случайно пик аллергических заболеваний приходится на период цветения);
  • продукты питания: мёд, цитрусы, морепродукты, орехи и некоторые другие;
  • шерсть домашних животных, микрочастицы животного происхождения, пыль, основным аллергеном в составе которой является хитиновый покров домашнего клеща;
  • ароматизаторы, мыло, духи, стиральные порошки, чистящие средства и прочая бытовая химия;
  • укусы ос, пчел и других насекомых (наиболее опасны укусы в слизистую оболочку).

Повышенная чувствительность организма (аллергия) к какому-либо аллергену сопровождается следующими симптомами:

• покраснение глаз, насморк;
  • зуд, крапивница, покраснение кожи;
  • хроническая усталость;
  • расстройства пищеварения (хронические);
  • кожные высыпания (воспалительная реакция кожи) — аллергический дерматит, вызванный воздействием аллергенов.

Появление аллергии является следствием того, что ответственные за очистку органы перестают справляться со своей функцией. Одними из первых страдают почки и печень, вынужденные перерабатывать всю массу пищевого «мусора». Когда тормозит очистительная функция, появляются сбои в работе жизненно важных систем, которые могут привести к глобальному отравлению организма. Если организм не может избавиться от шлаков посредством выделительной системы, то он старается вывести их, к примеру, через дыхательные пути или кожные покровы. Именно так и возникает аллергическая реакция.

Повышенная чувствительность организма к тем или иным аллергенам (антигенам) определяет характер аллергических заболеваний. Организм, сталкиваясь с аллергенами, начинает паниковать, и даже вполне безобидное вещество может восприниматься им в качестве чужеродного и вредного. Клетки иммунной системы человека (в основном, макрофаги, Т- и В-лимфоциты), вступая в контакт с антигеном, активно вырабатывают гистамин, являющийся медиатором аллергии. В результате в организме начинается аллергическое воспаление с такими внешними проявлениями, как конъюнктивит, насморк, кожные высыпания, першение в горле, бронхоспазмы.

Опасность аллергенов для человека кроется еще и в том, что они обладают способностью накапливаться в организме, постепенно расширяя список аллергических заболеваний у своего хозяина и добавляя все новые и новые реакции. Лишь своевременно начатое комплексное лечение служит залогом успешной борьбы с недугами аллергического характера.

Псевдоаллергия

Как показали последние открытия иммунологии, существует не только истинная аллергия, но и псевдоаллергия. Примером может служить человек, который в процессе просмотра фильма незаметно для себя съел коробку конфет, утром обнаружил высыпания на коже и побежал к врачу с заявлением, что на шоколад у него аллергия, хотя до этого случая никогда подобной реакции на этот продукт у него не было. Сыпь и зуд в данном конкретном случае являются не признаками аллергии, а результатом перегрузки ферментной системы организма. Аналогичная картина может сложиться при злоупотреблении копченостями, острыми и жареными продуктами, блюдами, обильно приправленными майонезом или уксусом, экзотическими фруктами, сырами твердых сортов.;

В клинической практике именно ложная аллергия встречается чаще, нежели истинная. Возникает она и на фоне недолеченных заболеваний, когда иммунитет ослаблен, и при нарушениях работы ЖКТ из-за общей интоксикации (особенно в случае дисбактериоза), при гельминтозах, заражениях простейшими (лямблии), хронических инфекциях. Важно учитывать, что подходы к профилактике и лечению данных заболеваний существенно отличаются, несмотря на общую схожесть симптомов.

Аллергические заболевания в современном мире

Диагностика аллергических заболеваний иммунной системыСегодня практически невозможно найти человека, который в своей жизни никогда не сталкивался с аллергическими реакциями или заболеваниями. Прогнозы статистики неутешительны. Если тенденция роста частоты аллергических болезней сохранится, то к середине XXI века тем или иным видом аллергии будет страдать каждый представитель человечества. Такая ситуация объясняется тяжелой экологической обстановкой и самим образом жизни людей. Наши дома построены из синтетических материалов, мы питаемся генетически модифицированными продуктами и полуфабрикатами, страдаем от гиподинамии, дышим загрязненным воздухом городов, носим синтетику и принимаем лекарства при любом недомогании. Организм постепенно отучается естественным образом реагировать на раздражители, справляться с антигенами самостоятельно. В результате развивается аллергия, которая, по своей сути, является не столько болезнью, сколько неадекватной реакцией организма на вещества, которые он считает враждебными для себя.

Укрепление иммунитета;

Аллергология и иммунология занимаются вопросами возникновения, профилактики и лечения иммунных заболеваний, в частности, аллергии. Жизнь в современном мире заставляет формировать новые представления об иммунной защите, как о программе укрепления иммунного фактора, который способствует улучшению процесса жизнедеятельности организма человека. Когда иммунные клетки перестают самостоятельно справляться с нашествием токсинов и патогенов, и организм просит помощи, необходимо в срочном порядке провести корректирующую терапию.;

Восстановление нормального функционирования иммунной системы, повышение и укрепление иммунитета — все это находится в компетенции аллергологов и иммунологов, которые могут предотвратить возникновение таких тяжелых заболеваний, как лейкоцитоз и иммунодефицит, облегчить страдания пациента в случае рецидивного герпеса, ревматизма, аллергического ринита, заболеваний щитовидной железы.;

На сегодняшний день не существует универсального средства для укрепления иммунитета. Только квалифицированный специалист способен подобрать средства и комплекс мероприятий для воздействия на все звенья иммунологической реактивности с учетом индивидуальных особенностей организма пациента.;